ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Информационная безопасность детей
Презентация День правовой помощи детям на территории Волгоградской области
Презентация Материалы к уроку безопасного интернета для 1-4 классов
Презентация Материалы к уроку безопасного интернета для 5-9 классов
Презентация Материалы к уроку безопасного интернета для 8-11 классов
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде
Памятка для родителей «Порядок реагирования по факту отсутствия ребенка»
План работы с подростками “группы риска” МБОУ Алексеевской СШ на 2020 – 2021 учебный год
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Алексеевской СШ им. И.В. Мушкетова осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в общеобразовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДНиЗП, ПДН, внутришкольном учете.
СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- -защита жизни и здоровья детей;
- -профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
- -пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
- -пропаганда культурно-семейных ценностей;
- -оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- -создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- -организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- -повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- -сотрудничество с организациями и службами стн. Алексеевской Алексеевского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- -осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
• законности;
• демократизма;
• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
• обеспечения ответственности должностных лиц;
• комплексности;
• дифференцированности;
• многоаспектности;
•последовательности;
•аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
• Устав школы.
• Локальные акты: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», «Об организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения обучающихся», «О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении».
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработана программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми: «Правовое воспитание».
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.
Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.
ДОКУМЕНТЫ:
•План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»;
•План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности;
•План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;.
•План работы с КДНиЗП;
•План работы с ПДН;
•Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год;
•План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников;
•Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
• выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
• рейды по неблагополучным семьям;
• деятельность Совета профилактики школы;
• организация родительского лектория;
• индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
• работа с документами;
• диагностика;
• индивидуальные и групповые консультации;
• содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
• работа по профориентации;
• семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
• родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДНиЗП, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
• осуществление патронажного наблюдения;
• оказание различных видов материальной помощи;
• организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
• оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
• организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
• анкетирование;
• тестирование;
• наблюдение;
• опрос;
• беседа;
• убеждение;
• социальное проектирование;
• анализ документов;
• социометрия;
• метод «педагогического взрыва»;
• метод поощрения;
• метод убеждения;
• методика организации коллективной творческой деятельности;
• индивидуальная консультация;
• создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
• тренинги социальных навыков и модификации поведения;
• индивидуальная педагогическая поддержки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ.
Классный руководитель совместно со специалистами школы, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится социальным педагогом по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально - психологической службой общеобразовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
- -информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
- -раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
- -данные о состоянии здоровья;
- -результативность обучения;
- -план индивидуальной профилактической работы;
- -мероприятия по реализации индивидуальной профилактической работы.
Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.
Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
В ШКОЛЕ ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• банк данных об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДНиЗП и семьях, находящихся в социально - опасном положении;
• социальный паспорт школы и классов;
• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально - опасном положении;
• акты о посещении семей;
• журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА.
Направление | Деятельность администрации | Деятельность педагогического коллектива | Работа педагогов с детьми | Работа с родителями | Связь с социальными институтами |
1. Пропаганда здорового образа жизни.
|
Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВП, отслеживание активных форм работы. |
Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников . |
Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях. |
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек. | Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями. |
2. Досуговая Деятельность. |
Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования школы и за ее пределами. |
Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе. |
Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы |
Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий. |
Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня. |
3. Общение и развитие.
|
Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов.
|
Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических советов. |
Определение задач по развитию каждого учащегося. |
Организация консультаций специалистов по желанию родителей. |
Взаимодействие с районными службами и учреждениями культуры. |
4.Профилактическая работа. |
Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в группу риска. |
Создание системы мероприятий. |
Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних. |
Организация лектория и индивидуальных консультаций. |
Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий. |
5. Научно-методическая работа. |
Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов. | Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками. |
Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка. |
Диагностика и мониторинг. |
Организация семинаров и конференций. |
6. Учетно-регистрационная деятельность. |
Составление картотеки учащихся группы риска, и неблагополучных семей. |
Своевременное выявление детей группы риска и неблагополучных семей. |
Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка . |
Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении. | Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ.
Основные направления | Задачи | Формы работы | Документы |
1. Выявление, учет, изучение. |
Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий. Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска». |
Индивидуальные беседы с учащимися, родителями. Анкетирование. Посещение семей. Работа с документами. |
Социальные паспорта классов. Социальный паспорт школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся. |
2. Контроль, коррекция, защита. |
Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП. Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов. Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. |
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану). Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану). Совместная работа с ПДН, КДНиЗП и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений (по плану). |
Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК. Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН. Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений. Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений. Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др. |