ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ  Алексеевской СШ им. И.В. Мушкетова осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.  В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. 

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в общеобразовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДНиЗП, ПДН, внутришкольном учете.

 СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ребенок

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -защита жизни и здоровья детей;
  • -профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • -пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • -пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • -оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • -организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • -повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • -сотрудничество с организациями и службами стн. Алексеевской Алексеевского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • -осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

• законности;

• демократизма;

• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;

• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

• обеспечения ответственности должностных лиц;

• комплексности;

• дифференцированности;

• многоаспектности;

•последовательности;

•аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

•  Устав школы.

• Локальные акты: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», «Об организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения обучающихся», «О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении».     

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработана программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми: «Правовое воспитание».

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

ДОКУМЕНТЫ:

•План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»;
•План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности;
•План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;.
•План работы с КДНиЗП;
•План работы с ПДН;
•Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год;
•План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников;
•Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

•  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

•  рейды по неблагополучным семьям;

•  деятельность Совета профилактики школы;

•  организация родительского лектория;

•  индивидуальные беседы с  учащимися, родителями;

•  работа с документами;

•  диагностика;

•  индивидуальные и групповые консультации;

•  содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;

•  работа по профориентации;

• семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
• родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДНиЗП, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
•  осуществление патронажного наблюдения;
•  оказание различных видов материальной помощи;
• организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
•  оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
•  организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

• анкетирование;

• тестирование;

• наблюдение;

• опрос;
• беседа;
• убеждение;
• социальное проектирование;
• анализ документов;
• социометрия;
• метод «педагогического взрыва»;
• метод поощрения;
• метод убеждения;
• методика организации коллективной творческой деятельности;
• индивидуальная консультация;
• создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
• тренинги социальных навыков и модификации поведения;
• индивидуальная педагогическая поддержки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ.

Классный руководитель совместно со специалистами школы, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).

На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится социальным педагогом по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально - психологической службой общеобразовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  • -информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
  • -раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
  • -данные о состоянии здоровья;
  • -результативность обучения;
  • -план индивидуальной профилактической работы;
  • -мероприятия по реализации индивидуальной профилактической  работы.

Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.

Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.

В ШКОЛЕ ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

•  банк данных об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДНиЗП и семьях, находящихся в социально - опасном положении;
•  социальный паспорт школы и классов;
• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально - опасном положении;
•  акты о посещении семей;
•  журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

СИСТЕМА РАБОТЫ  ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 

СРЕДИ  УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА.

Направление Деятельность администрации Деятельность педагогического коллектива Работа педагогов   с детьми Работа с   родителями Связь с   социальными институтами

1. Пропаганда здорового образа жизни.

   

Создание условий  для безопасных условий   деятельности всех участников  УВП, отслеживание активных   форм работы.

Организация совместной   деятельности классных руководителей и  учителей-предметников .

Привлечение к   участию в массовых  и спортивных мероприятиях.

Просвещение родителей   о возрастных особенностях развития   детей и профилактике вредных   привычек. Привлечение специалистов различных   социальных институтов в   работе с педагогами,   детьми и родителями.

2. Досуговая

Деятельность.    

Координация деятельности кружков   и секций в   системе дополнительного образования школы  и за ее   пределами.

Мероприятия по   укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов   и взаимоотношений в   классе.

Создание условий   для выявления и   развития способностей детей.  Включение в коллективные и  малые формы работы

Привлечение родителей   к организации и   проведению совместных  мероприятий.

Организация свободного   времени учащихся. Участие   в мероприятиях разного   уровня.

3. Общение   и развитие.

    

Отслеживание личностного   развития детей и   профессионального роста педагогов.

  

Взаимодействие с   психологом, коллегами, администрацией по   решению возникших проблем.   Проведение педагогических советов.

Определение задач  по развитию каждого  учащегося.   

Организация консультаций специалистов по  желанию родителей.  

Взаимодействие с   районными    службами и учреждениями культуры. 

4.Профилактическая работа.

Проведение анализа   по выявлению причин  «попадания» детей в     группу риска.

Создание системы  мероприятий.

Проведение разъяснительной работы   о правовых обязанностях и   ответственности несовершеннолетних.

Организация лектория   и индивидуальных  консультаций.

Проведение совместных   рейдов и отдельных   мероприятий.

5. Научно-методическая работа.

Организация работы   по повышению научно-практической подготовки педагогов. Ознакомление с нормативно-правовыми документами   и методиками. 

Определение влияния   воспитательных усилий на   развитие личности ребенка.

Диагностика и   мониторинг.

Организация   семинаров   и конференций.

6. Учетно-регистрационная деятельность.

Составление картотеки   учащихся группы риска,     и неблагополучных семей. 

Своевременное выявление   детей группы риска и   неблагополучных семей.

Ведение дневников  наблюдений и проведение   мероприятий по защите   прав ребенка .

Посещение детей  на дому, выявление   семей, находящихся в социально опасном положении. Уточнение, учет  и регистрация     учащихся   и семей различных   социальных категорий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ   ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ  УЧАЩИХСЯ.

 

Основные направления Задачи Формы работы Документы

1. Выявление, учет, изучение.

Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий. Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска».

Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

Анкетирование.

Посещение семей. Работа с документами.

Социальные паспорта классов. Социальный паспорт  школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся.

2. Контроль, коррекция,   защита.

Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП. Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов. Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану). Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану). Совместная работа с ПДН, КДНиЗП и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений  (по плану).

Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК. Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН. Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений. Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений. Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др.

 План-график мероприятий по профилактической работе среди обучающихся.